Рынок БАДов в России имеет отличительные особенности. Данный факт обусловлен наличием законодательных ограничений касаемо вида и подачи рекламного материала, а также индивидуальными требованиями потребителей в данном сегменте. Что представляет собой рынок БАДов сегодня и какова тенденция его развития в 2019 году – об этом мы поговорим далее.
Парафармацевтическая продукция производится в виде биоактивных добавок и не имеет ничего общего с медицинскими препаратами. В ее состав входит натуральные вещества растительного, животного или минерального происхождения. Они используются в целях профилактики, а также для балансировки рациона питания, пополняют естественный запас полезных микроэлементов в организме.
Специфика воздействия БАДов определила их классификацию:
- нутрицевтики – обогащают организма человека белками, углеводами и витаминами;
- парафармацевтики – поддерживают в здоровом состоянии все органы и системы, оказывают профилактическое действие;
- эубиотики – способствуют нормальному процессу пищеварения, устраняют патогенную микрофлору.
К парафармацевтической продукции следует отнести гигиенические препараты, натуральную косметику, средства для профилактики и нормализации питания, а также другие пищевые добавки. В России наиболее востребованным являются фиточаи, витаминные и слабительные БАДы, успокаивающие препараты. В последние годы популярностью стали пользоваться средства для стабилизации сексуальной функции у мужчин. На сайте Роспотребнадзора доступен список с актуальным перечнем запрещенных к продаже комплексов.
Каналы сбытов БАДов
Практика приема БАДов в других странах увеличивается с каждым годом. Это связано с тем, что рацион человека стал настолько скудным, что уже не содержит необходимое количество полезных элементов. В Японии около 90% населения с регулярной периодичностью принимает пищевые добавки, в Индии и Китае этот показатель достигает 70%, в США – 65%.
В России спрос на БАДы не так велик, что связано с такими факторами:
- В связи с изменениями, внесенными в ФЗ 13.03.2006 № 38-ФЗ, правительство ввело ограничения в порядок подачи рекламной информации.
- Каналы сбыта в стране не отличаются таким разнообразием вариантов, как, к примеру, каналы сбыта в США или Японии.
По данным статистики, регулярно принимает БАДы всего лишь 2% населения России, 20% людей прибегают к помощи добавок при необходимости. В связи с этим производители пошли на риск и сделали акцент на конкретном сегменте покупателей. Для сторонников здорового образа жизни парафармацевтическая продукция стала выпускаться в виде фиточаев, добавок к коктейлям и прочего спортивного питания.
Тенденция изменения рынка
В конце 2017 года DSM-Group выявила рост продаж на рынке биоактивных добавок. Было продано около 340 млн. упаковок БАДов. Уменьшение спроса на ряд препаратов заставило поставщиков снизить их цены. Больше всего отрицательная динамика прослеживалась в период с сентября по ноябрь. Пик продаж пришелся на весенние и летние месяцы.
Средняя стоимость упаковки БАДа составила 150 руб., в сравнении с предыдущим годом это на 2,8% больше. В середине 2018 году данная цифра выросла и составила 159 руб. Наибольшую выручку поставщикам принесла продукцию в ценовой категории до 500 руб. Стоит отметить, что внушительную часть рынка занимают препараты отечественного производства (около 80%). Лидером в этой сфере считается фирма «Эвалар», на втором месте – «ФармаМеду», на третьем месте – «Отимифарм».
Специалисты уже сейчас ведут разговоры о тенденции изменений в 2019 году и считают, что ситуация останется прежней. Ожидается диверсификация каналов сбыта, при которой продажа товара через интернет-сайты вытеснит привычные площадки.