Определение контрактного производства

В 2017 году рынок БАД в России вырос на 4,6%, достигнув 51,2 млрд. руб. Средняя стоимость проданной упаковки составила 150 руб., причем более 81% натурального объема продаж пришлось на российские добавки. Далеко не каждый продукт был создан независимой компанией с нуля: значительную долю составляет контрактное производство, открывающее доступ на рынок даже небольшим игрокам.

Определение и виды контрактного производства

Контрактное производство — это выпуск продукта по требованиям заказчика на мощностях стороннего изготовителя. Исполнитель заказа обеспечивает соблюдение технологий и контролирует качество готовой продукции. В зависимости от потребностей клиента, можно выделить 2 типа контрактного производства БАД:

  • выполнение отдельных операций;
  • полный производственный цикл.

В первом случае отдельные задачи распределяются между несколькими предприятиями. Заказчик берет на себя логистику и занимается проверкой качества на всех этапах. Полный цикл включает в себя разработку, выпуск и сертификацию БАД. В результате клиент получает готовый к реализации продукт.

По бизнес-модели контрактные предприятия делятся на 2 группы:

  • выполняющие только сторонние заказы по контракту;
  • выпускающие добавки под собственными брендами.

В последнем случае клиент может заказать контрактное производство СТМ на основе существующей рецептуры. Это упростит создание документации и позволит быстро получить готовую продукцию.

Основы контрактного производства БАД

Процесс изготовления БАД по контракту состоит из нескольких стадий:

  1. Составление технического задания. На этом шаге определяются требования заказчика к контрактному производителю. Важно, чтобы техническое задание было максимально точным и не допускало разночтений.
  2. Подготовка нормативной документации. Определение рецептуры, формы выпуска, упаковки и других параметров готовой продукции.
  3. Согласование цены. На основе утвержденной документации производитель рассчитывает стоимость выпуска продукции.
  4. Создание пробной партии и тестирование. Исполнитель и заказчик должны убедиться в том, что все технические требования выполнены и добавка готова к серийному производству.
  5. Регистрация и сертификация продукта. Изготовитель поможет провести экспертизу, подготовить необходимые документы и создать готовое досье для Роспотребнадзора.
  6. Запуск товара в серию.

Важно, чтобы требования заказчика соответствовали возможностям поставщика. Для этого проводятся консультации с изготовителем, который помогает подобрать рецептуру и сырье. Большой опыт исполнителя позволит создать товар с наиболее подходящими характеристиками.

Плюсы и минусы контрактного производства

В основе отношений заказчика и исполнителя лежат общие цели. Контрактный производитель заинтересован в создании успешного продукта, так как от этого зависит объем заказов в будущем. Тем не менее, стороны должны внимательно просчитывать последствия работы по контракту, адекватно оценивая возможные выгоды и риски.

Плюсы контрактного производства для заказчика:

  • Быстрый старт. Не нужно покупать оборудование, арендовать новые помещения и содержать штат специалистов для обслуживания технологического процесса.
  • Концентрация на продвижении продукта. Освободившиеся ресурсы можно потратить на рекламу и создание новых каналов сбыта.
  • Получение рекомендаций профессионалов. Опыт изготовителя поможет избежать типичных ошибок.
  • Предсказуемый бюджет. Стоимость продукции прописывается в контракте.
  • Снижение издержек. По оценкам специалистов, работа по контракту обходится до 30% дешевле по сравнению с собственной линией.
  • Помощь в подготовке документов и прохождении сертификации.

Риски для заказчика

  1. Невыполнение условий контракта или технического задания.
  2. Кража идеи.

Чтобы минимизировать эти риски, нужно внимательно подойти к выбору исполнителя. Следует учесть:

  • репутацию компании;
  • опыт в создании аналогичных добавок;
  • соответствие доступных мощностей техническим параметрам и планируемым объемам;
  • систему контроля качества;
  • удобство логистики.

Ключевое условие успешной работы — подробное описание условий контракта. Важно, чтобы заказчик четко указывал технические требования, сроки поставок и условия выплаты неустойки. Исполнитель должен предоставлять гарантию на произведенную продукцию.

Преимущества для производителя

  1. Стабильный поток заказов при высокой загрузке мощностей.
  2. Четкая специализация: производитель может сосредоточиться на процессе изготовления БАДов, не отвлекаясь на их реализацию.
  3. Экономия на инвестициях в НИОКР. Изготовитель получает новые технологии от своих клиентов.
  4. Знание всех свежих тенденций в отрасли.

Риски для производителя

  • Переоценка своих возможностей, ведущая к срыву поставок.
  • Ценовой риск. Клиент может уйти к другому поставщику, который предложит более низкую цену.
  • Стратегические ошибки клиентов, приводящие к отказу от продления контракта.

Чтобы не столкнуться с этими проблемами, достаточно правильно организовать производственный процесс. Необходимо сотрудничать сразу с несколькими заказчиками: если у одного из них возникнут проблемы, другие позволят удержать прибыль в допустимых рамках. При этом следует адекватно оценивать собственные возможности, не провоцируя риск невыполнения контракта.

Заключение

Контрактное производство — выгодный способ работы как для заказчиков, так и для изготовителей БАД. Заказчики получают возможность быстрого старта, консультации профессионалов отрасли и существенное снижение издержек. Производитель загружает свои мощности стабильным потоком заказов, не отвлекаясь на создание цепочки поставок.

Сотрудничество партнеров оказывается взаимовыгодным, что снижает возможные риски. Каждая сторона заинтересована в том, чтобы продукт как можно успешнее продавался на рынке, принося прибыль заказчику и изготовителю.

 

Lost Password