Изучение рынка биологически активных добавок за 2017 г. показало уверенный рост на 4.6%. Это на 1.7% больше, чем в 2016 г. Если рассматривать ситуацию прошлого года в абсолютных показателях, то продажи в аптеках составили 340.7 млн. упаковок общей стоимостью 51.2 млрд. руб. (по ценам в розницу). Такие выводы показало исследование DSM Group.
График продаж по месяцам продемонстрировал следующую динамику. В начале года на рынке наблюдался пик. Это происходило на фоне общего всплеска реализации сезонных лекарств и иных товаров. Спад начался с сентября 2017 г. При этом объемы реализации БАД оказались меньшими и по сравнению с прошлым годом.
Также было обнаружено снижение наценки на БАД. В 2017 г. она составляла 38.4%, а годом ранее – 40.8%. Аптекам пришлось пойти на это снижение из-за конкуренции.
По словам гендиректора DSM Group С. А. Шуляка, рынок реализации БАД существенно меняется уже на протяжении нескольких лет. Прежде всего, другой становится структура потребления. Самими востребованными стали БАД, стоимость которых является средней для их «терапевтических» групп. Это витамины, успокоительные, чай, слабительное. Однако прежде популярные БАД для похудания или средства от импотенции постепенно теряют спрос. На это влияет конкуренция, так как продажа БАД разрешена и аптекам, и любым другим компаниям с лицензией на реализацию продуктов питания. Сети все большее внимание уделяют отделам продажи БАД и иных продуктов для здоровья. Следовательно, снижаются продажи в аптеках.
Стоимость и структура цен.
Средняя розничная цена упаковки БАД в 2017 г. составила 150 руб. Этот показатель вырос на 2.8%, хотя к 2016 г. среднегодовой рост составлял 18%.
Самым популярным сегментом остаются БАД дешевле 50 руб. (в розницу). В эту категорию входит приблизительно 47% проданных в 2017 г. добавок. Однако в результате дешевизны таких товаров их стоимостная доля едва ли составляет 7% выручки.
До 45% выручки дают БАД стоимостью от 150 до 500 руб. Около 36% идет от реализации добавок дороже 500 руб. По причине общего повышения цен динамика роста продаж (по количеству упаковок) в сегменте является самой высокой. Но это происходит не из-за роста популярности «дорогих» товаров, а из-за перехода добавок из категорий до 500 руб. в данный ценовой сегмент.
Соотношение продаж зарубежных и российских БАД.
Анализ данного показателя дает результаты, обратные тенденциям на рынке медицинских препаратов. Продажи БАД российского производства выше как в натуральном (81% против 19%), так и в денежном выражении (58% против 42%). Но заметим, что сравнение показателей 2016 и 2017 гг. иллюстрирует рост популярности импортных добавок. Рост продаж препаратов российского производства составил лишь 1.6% (в денежном выражении) и 0.2% (в натуральном). Иностранные товары дают фору в обоих показателях: 9.9% и 9.1% соответственно. Усредненная цена упаковки БАД российского производства – 107 руб. (подорожание в 2017 г. составило 1.4%). Это примерно в 3.1 раза дешевле «среднего» импортного препарата (такая биологически активная добавка обойдется в 336 руб.). Зато усредненная цена импортного препарата снизилась на 0.1% по сравнению с 2016 г.
Уровень продаж по пунктам классификатора.
Производители добавок характеризуют их профилактическими средствами. Многие препараты, например БАД для органов зрения, не входят в одну группу классификатора, однако применяются для профилактики одних и тех же заболеваний. Словом, стандартный классификатор для типологизации БАД не совсем удобен. Поэтому специалисты DSM Group разработали свой. Данный классификатор четче характеризует тенденции современного рынка добавок. Он делится на 17 категорий, причем некоторые обладают 2-мя или даже 3-мя подуровнями.
В соответствие с тенденцией последних лет наиболее популярны БАД общего воздействия. В 2017 г. по сравнению с прошлым годом рост продаж здесь составил 10.7%. Самые популярные бренды – это «Витамишки» (продукт компании «Фармамед») и «Фемибион» («Merk Selbstmedikation»).
Вторую позицию заняли добавки для укрепления пищеварительного тракта. Здесь рост продаж составил 12.1%. Самими популярными в категории являются российский «Фитолакс» от «Эвалар» и импортный «Максилак» от «Genexo».
Ниже идет группа БАД, воздействующих на половую систему. В категории наблюдается падение продаж на 15.2% по сравнению с 2016 г. Несмотря на двукратное снижение спроса, наиболее популярными добавками для мужчин являются «Сеалекс Forte+» и «Али Капс+». Самый продаваемый «женский» препарат «Индинол» идет в рейтинге лишь четвертым. В целом продажи большинства категорий в классификации БАД демонстрируют рост.
Падение спроса на добавки, воздействующие на половую систему, связано с сокращением продаж товаров компании «Риа Панда». Сокращение продаж средств для похудания обусловлено падением прежнего лидера «Турбослим». В 2017 г. упал спрос на гематоген и иные БАД для улучшения кровообращения.
Актуальные изменения позиций лидеров продаж БАД.
В течение 2017 г. в аптеках продавалось больше 2570 брендов продукции 950 компаний по производству БАД. Новой тенденцией стало почти полное отсутствие новинок, которые благодаря активным рекламным кампаниям, практически сразу после появления на рынке занимали высокие позиции в рейтинге продаж. В данный момент модными БАД являются жевательные мармеладки в форме мишек либо иных животных. Прежде такой продукт продвигался исключительно в сегменте витаминов. Но в 2017 г. производители сделали следующий шаг – во II квартале в аптеки поступили БАД для укрепления кишечной микрофлоры ребенка «ДюфаМишки» от производителя «Abbott». Достаточно быстро добавка вошла в рейтинг 150-и самых продаваемых БАД.
В ТОП-20 товаров (по объемам продаж в стоимостном эквиваленте) наблюдаются следующие перемены. Первое место сохранили витамины «Solgar». Вторую позицию завоевал «Доппельгерц» (рост продаж составил 21,3%). На третьем месте закрепился «Фитолакс» (рост 18,9%). Добавка «Фемибион» завоевала 3 позиции и оказалась на 4 месте. А бывшие в 2016 г. третьими «Витамишки» по причине спада продаж почти на 8% лишились 2 мест в рейтинге и оказались на 5-й строчке.
Крупнейший рост продаж в 2017 г. продемонстрировали «Бак-Сет» (141%) и «Юнивит» (58%). Наибольшим провалом отметился «Сеалекс Форте» (спад продаж на 46.6%).
Среди перечня БАД, не входивших в ТОП-20, необходимо отметить «Супрадин» – бренд витаминов, обладающих одинаковым названием с лекарством того же производителя. Новые разновидности БАД поступили в продажу в 2017 г. Также стоит внимания «Бифистим Форте» от российской компании «В-Мин», предназначенный для восстановления кишечной микрофлоры. Продажа этих товаров существенно повысилась в 2017 г.
Лидеры ТОП-20 по объемам реализации. Бренды лидирующих компаний по производству БАД занимают 63% объема предложения. В рейтинге лидеров также наблюдаются изменения. Позиции 2016 г. сохранили за собой только 1 и 2 места – соответственно «Эвалар» (рост продаж на 1.5%) и «Фармамед», производящая «Фитомуцил», «Витамишек» и «Бак-сет». Это неизменные лидеры уже на протяжении нескольких лет. В результате крупного падения продаж «Риа Панда» (на 41%) на 3 строчку поднялась фирма «Отисифарм» – производитель комплексов «Юнивит» и «Комливит».
За счет трехкратного роста продаж «Бифистим Форте» и высокой популярности бренда «Модельформ» лучшей динамикой роста (на 69%) может похвастаться фирма «В-Мин». За ней в рейтинге темпов прироста следует компания «Аквион» (рост на 52%)